карта : главная / Полезное и интересное / Победитель / Моя сумка - моё право (жалоба №2)

Социальная эргономика
Несколько дней назад лопнул таки мозоль от трения с охранниками магазинов, требующими сдать сумку в ящички для хранения.
Дело было вкратце так:

Иду я вечером домой, и приспичило мне зайти в магазин, соку купить, и у чаю чего-нить. За спиной у меня рюкзак, в рюкзаке форма спортивная - с футбола еду, усталый и довольный. Захожу в магазин, беру корзинку и останавливает меня охранник фразой "сдайте рюкзак в камеру хранения". Я на него смотрю и говорю - покажу на выходе.
Беру сок, печенье ещё что-то и иду к кассе (время потрачено - несколько минут, возможно даже 2). Оплачиваю и подхожу к охраннику - "нужно показывать?" Он говорит "нужно". Я поворачиваюсь - "смотри". Пауза. "Сними". Поворачиваюсь обратно, и объясгняю - мне неудобно снимать (рюкзак, одежда зимняя, в руке ещё и пакет), повышаю голос чтобы слышали кассирши - "я разрешаю расстегнуть охраннику рюкзак, потому что мне неудобно снимать". И поворачиваюсь. Опять слышу "растегни сам, нам нельзя"(тон требовательный, не извиняющийся). Поворачиваюсь обратно - "не хочешь смотреть - я пошёл". Охранник - "не пущу".
В тяни толкай долго можно играть, полсему беру быка за рога - "где жалобная книга"? Охранник махнул рукой и я увидел где она торчит. Иду и пишу жалобу. Пока суть да дело, охранники распаляются (их двое, наверное вдвоём легче распаляться), говорят всякие неприятные вещи. Потом подходит ещё сотрудник магазина, немного успокаивает охранников, но начинает канючить и подначивать меня. Я изредка отвечаю, очень стараюсь отвечать в рамках "Вы считаете так, а я эдак. Вот об этом и напишу", "Я эти ваши слова тоже в жалобу напишу", "вы меня в воровстве обвиняете?". В конце написал свой адрес и требование отправить ответ по почте. После показал таки им сумку. Естественно, ничего там не было. Когда я шёл к выхооду, охранник оказывал на меня психологическое давление, шёл вплотную, практически подталкивал. Я вспомнил что не дописал кое что, так он меня не пустил.
Бодаться с персоналом магазина мне уже надоело порядком (время прошло около часа), поэтому я пошёл домой. По дороге таки я несколько раз оглянулся - уж больно воинственно настроен был один охранник.
Пришёл домой и, отдышавшись написал жалобу на ситуацию руководству магазина (не этого конкртетно, а сети), и отправил електронным письмом, указав в письме рабочий телефон (текст жалобы - ниже).
Через несколько дней мне позвонили, и пригласили в магазин, чтобы рассказать о принятых мерах и извиниться.
Встреча прошла в тёплой обстановке взаимопонимания, общался я с приятнейшими людьми. С персоналом была проведена разъяснительная беседа, охранники наказаны материально по линии ЧОПа, с которым договор на охрану.
Мне было предложено подать на моральный ущерб с охранников, и была обещана поддержка и свидетельские показания. Я сказал мне достаточно того что они уже наказаны. Мне был вручён пакет с конфетами и шампанским, и под взаимные заверения о дальнейшем приятном взаимовыгодном сотрудничестве мы попрощались.

Каков сухой остаток:


  1. я могу спокойно посещать этот магазин, без доказательств охране, что я имею право проносить сумку с собой;
  2. могу надеятся, что в следующий раз, если меня и попросят показать сумку, то сделают это предельно вежливо;
  3. грубое отношение к покупателю наказано морально и рублём;
  4. я убедился, что этот магазин хочет быть удобным, а случившееся - сбой, который бывает в работе, и не признак дефекта системы;
  5. нашел время прочесть "Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в городе москве", где почерпнул полезную информацию о своих правах (и обязанностях)


Что нужно персоналу, чтобы вышеописанного триллера не произошло?

  1. кроме разборок "по понятиям", знать ещё законные права и обязанности персонала и покупателей;
  2. относиться к покупателям вежливо, даже если очень хочется иметь строгий вид (это можно успешно сочетать - например охрана в магазине ИКЕА Тёплый Стан;
  3. понимать разницу между просьбой и требованием, а также понимать, когда уместно одно, либо другое.


Как с минимальными изменениями поведения избежать вышеописанного триллера?
Я мог бы показать сам рюкзак при выходе, и на мой аргумент, что мне неудобно, охранник мог ответить "пожалуйста, покажите, а я вам помогу - подержу Ваш пакет". И всё.
Однако куда деться от требования сдать рюкзак? остаётся только проглотить... И это впринципе возможно если заменить требование на просьбу и изменить тон.
К слову говоря один раз из ячейки хранения мои вещи исчезли.

Под занавес:
Давайте жить так, чтобы было удобно! (не только другим)

Ниже привожу письмо, которое я направил на электронный адрес магазина



Жалоба

Сегодня, 15 ноября 2005 года, я зашёл в магазин ХХХ по адресу ХХХ, приблизительно в 22:20. С собой у меня был небольшой рюкзак городского типа, одетый за плечами.  Вообще я отношусь к магазинам вашей сети как к магазинам повышенного комфорта и ассортимента. По пути от метро я пропустил маленькие обычные магазины и супермаркет «ХХХ»,  и даже сделал небольшой крюк по пути домой – мне нравится делать покупки в ваших магазинах. Однако в этот день приятных покупок не получилось. Точнее покупки получились, и были приятны, как обычно. Но вот при выходе из магазина я был неприятно удивлён поведением охраны (в большей степени) и контролёра магазина (в меньшей степени).

 

Всё началось с того, что на входе, после того как я взял корзинку, охранники остановили меня и сказали, чтобы я оставил сумку в железных ящиках около входа. Сумку я не оставил, а пропустили меня в торговый зал только после заверения, что они смогут посмотреть содержимое моей сумки на выходе. Через несколько минут после входа я уже стоял на кассе. Меня замечательно обслужила кассир ХХХ (информация взята с чека, чек №5176 от 15/12/2005 22:23:11). Перед выходом я подошёл к охраннику (фамилию можно было чётко прочитать на бэйджике, однако запомнить я не смог, а повторно прочитать и записать не представилось возможности в ходе дальнейших событий), и спросил, хочет ли он посмотреть содержимое моего рюкзака. Он выразил согласие, на что я предложил открыть рюкзак и посмотреть, поскольку снимать рюкзак неудобно, и вдобавок в одной руке у меня был пакет с покупками. Охранник отказался смотреть, потребовав чтобы я его снял, и отказался выпустить меня. Я повторил ещё раз громко, чтобы слышали все кассиры, что я разрешаю охраннику открыть рюкзак у меня за спиной и посмотреть содержимое. Однако охранник не стал ни смотреть, ни выпускать меня. Я попросил жалобную книгу. Охранники указали мне, где я могу взять её. Ручку по моему запросу мне оперативно предоставила кассир (не знаю фамилии). Я стал описывать возникшую ситуацию, а охранники отпускали реплики в мою сторону с переходом на личности и обращения «на ты»

Вот примерный перечень реплик (приведены приблизительно, по памяти):

  • «пиши пиши, нам всё равно»
  • «тебе в армию надо, там тебя бы научили»
  • «если не хочет показывать – наверняка есть что прятать»
  • «не надо приходить с рюкзаком в этот магазин»
  • «зашёл в торговый зал с сумкой  – обязан предъявить для досмотра»
  • «Смотри! Над ним покупатели смеются»

Один из охранников (всего их было 2 в форме) оказывал психологическое давление, в то время как я писал жалобу – голосом, словами. Слова затрудняюсь привести. Смысл сводился к тому что, я нарушаю Законы. Имелись ввиду законы РФ, но явно это не произносилось.

Через некоторое время появилась женщина, таблички с фамилией и названием должности у нее не было, впоследствии назвавшая себя контролёром. Она, пообщавшись с охранниками, снизила исходящее от них психологическое давление. Также она пыталась меня убедить в том, что я нарушаю законы. На мою просьбу, сказать мне какие законы я нарушил, она ответила мне, что она не знает, т.к. не юрист. Разговорами со мной она отвлекала меня от написания жалобы. От неё я слышал следующие фразы (приведены приблизительно, по памяти):

  • «хорошо пишете, а нехорошие вещи, вам это же всё аукнется» - скорее всего она имела ввиду  что-то вроде кармы – сделал плохо, тебе вернётся. Однако понять можно было по-разному. И в любом случае, мне это слышать крайне неприятно.
  • «я москвичка в 4м поколении! Вот из-за таких в Москве сложно жить. По хорошему не место Вам в Москве, должны жить откуда приехали».
  • «не надо ходить в наш магазин» - имелось ввиду с рюкзаком, но можно было понять как «вообще».
  • «всё равно покажешь, а если не хочешь показывать – наверняка есть что прятать» - это практически обвинение в воровстве!

Несмотря на все вышеприведёные фразы, контролёр почти до конца описываемых событий вела себя максимально неагрессивно, насколько можно говоря подобные фразы.

По окончании написания жалобы, я снял рюкзак, и они смогли увидеть содержимое рюкзака и убедиться, что я честный покупатель. После я отдал Жалобную книгу контролёру, оделся и вспомнил, что забыл написать в жалобе фамилии охранников и контролёра. Однако жалобной книги на месте не было. Я подождал некоторое время, контролёр вышла из подсобного помещения, я обратился к ней с просьбой дать мне жалобную книгу, мотивируя это тем, что я хочу в неё дописать. В дальнейших ответах контролёра стали появляться угрожающие нотки.  И в ответ на мою просьбу она сказала приблизительно следующее:  «Вы и так слишком много написали, хватит на сегодня!»

Я ответил, «я приду завтра и напишу, в том числе о том, что Вы отказались дать мне жалобную книгу». Получил ответ «Приходите, прихватите с собой паспорт и регистрацию по месту жительства!». Охранники с сарказмом предлагали проводить меня до дома. Один из них провожал меня до выхода, практически вплотную прижавшись ко мне. Когда я прошёл первые двери и захотел вернуться в магазин, один из них не пустил меня физически. Также он позволил себе произнести в мой адрес несколько раз угрозу физической расправы. Текст я привести затрудняюсь, и свидетелей не было.

Со сложным комплексом чувств покидал я магазин ХХХ. Время было 23.30. Я шёл домой и оглядывался – не следят ли за мной сотрудники охраны, чтобы разрядить свои нервы без протокола.

Я буду очень рад, если я, мои знакомые, друзья и родственники смогут продолжать посещать Ваши магазины и быть уверенными что ХХХ это территория законных требований и вежливого обращения.

Компенсацию за нанесённые мне оскорбления я назначаю в размере 1500р.

Морковин Андрей, 15 декабря 2005г.

P.S. информацию о правомерности своих требований я получал из Приложения к распоряжению Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы

от 30 мая 2003 г. N 31: «МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ».

Выдержка из вышеописанных методических указаний:

Пункт 13.11. Работникам предприятия самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.), при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (сумки, портфели и др.).

Из этого пункта следует, что охрана магазина не имела права требовать сдать рюкзак в камеру хранения, и требовать осмотреть мой рюкзак на выходе, однако требовала, и я  пошёл навстречу и обеспечил им эту возможность! Кстати, в другом магазине охранники спокойно следовали за мной и, убедившись что я зашёл без злого умысла, спокойно выпускали из магазина. Возможность для этого была и в вышеназванном магазине, поскольку время позднее, покупателей очень мало и охранника было минимум 2. Не увидел я желания обеспечить мне комфорт покупок.

Выдержка из вышеописанных методических указаний:

Пункт 15.5. Покупателю, желающему внести запись в книгу отзывов и предложений, должны быть созданы для этого необходимые условия (предоставлены ручка, стол, стул). Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания.

Однако ручку мне пришлось просить, а стул мне предоставлен не был. В процессе диалога с охранниками, мне было сказано, что я должен оставить свои паспортные данные, а женщина, представившаяся контролёром, сказала что в следующий раз я обязательно должен иметь при себе паспорт(!).


(©)2005 Андрей Морковин, am@letom.info
Высказать своё мнение можно в книге жалоб и предложений
или в Живом Журнале
  карта : главная / Полезное и интересное / Победитель / Моя сумка - моё право (жалоба №2)

Хостинг от uCoz